МЕНЮ САЙТА
Главная
О сайте
Путеводитель
Евгений Хонтор
Леонард Попов
Галереи
Библиотека
Ксенобиология
Ярмарка
Блог
Контакты
Ссылки

E-mail:
Пароль:


Главная » 2009 » Март » 26 » "Хэллбой-2" - Сказка об обреченной сказке
20:18
"Хэллбой-2" - Сказка об обреченной сказке
Признаться, когда я совершенно случайно попал на сеанс в кинотеатр маленького южного городка Славянск на Кубани, ни на что особенное не рассчитывал. Комиксы, да еще вторая часть… обычно фильмы с такими «данными» — чушь собачья, ну да ради спецэффектов и разгрузиться от работы сойдет. Что ж, меня ждал сюрприз. Буквально с первых кадров я начал тихо сходить с ума -и сходил с ума весь фильм, не отрывая глаз от экрана. Во первых — КАК это было сделано! Не столько поднадоевшие уже компьютерные спецэффекты, сколько ошеломительный дизайн. Во-вторых, очень живая игра актеров. В-третьих, внимание к деталям — я любовался каждым кадром. В-четвертых, фильм очень тонкий и трогательный, и его трагический, неразрешимый конфликт долго еще цепляет и заставляет думать — что было бы, если бы повернулось иначе… Но, к сожалению, история. даже рукотворная, не терпит сослагательного наклонения.
Прочитав в интернете рецензии на фильм, я очень удивился. Задумался. Может, я увидел в фильме больше, чем есть, а на самом деле это в лучшем случае красивая сказка со спецэффектами? Купил диск и пересмотрел — да нет же, все на месте. Даже более того — сколько можно заметить, всматриваясь в детали. Жесты. Выражения лица и глаз. Подчеркну сразу одну интересную деталь — за всеми персонажами интересно наблюдать, всматриваться, каждый образ так хорошо и тщательно проработан, как редко бывает в современных фильмах.
Дальше — СПОЙЛЕРЫ.

Момент, когда Нуаде докладывают о смерти тролля. Несколько секунд, несколько кадров, и все понятно без слов. Друг, соратник, верный товарищ. Казалось бы, что общего может быть у принца-эльфа с уродливым созданием, которому место в слугах, если не в рабах? Ан нет, равные. И вот такая деталь больше говорит о принце, чем множество слов и описаний характера. Нет, этот вовсе не из поднадоевшей плеяды злобных антигероев, которым приписывают все плохие черты подряд. Он ценит друзей и соратников, искренне верит в свое дело. При этом, однако, бывает весьма несдержан и поспешен в поступках — зачем вызывал Элементала, зачем рисковал последним? К тому же, он из тех людей (?), которые идут к своей цели любыми средствами, в том числе и по трупам. Но нельзя и сказать, что он рассчетливый убийца — опять же, когда Нуада убивает своего отца, на мгновение он будто сам ужасается своего поступка. Вообще, самая прелесть фильма как раз в этих мелочах, а насладиться ими сполна можно только при внимательном просмотре. У Нуады, например, вообще очень выразительное лицо, кажется, что через этот взгляд, сквозь малейшее изменение черт лица можно читать в душе, и грань между персонажем фильма и живым человеком стирается.

Красный радует не меньше. Почему-то весь фильм не отпускала мысль о том, что он какой-то очень… русский, свой, близкий. Естественный во всем — не просто что-то себе делает на экране по сценарию, а живет своей жизнью. Его шуточки — это разговор особый, приходилось читать отзывы, мол, стеб в фильме лишний, портит впечатление. Так вот, стеба я там не увидел. Юмор — да. Возможно, иронию. Но жизнь — сама по себе штука ироничная, порой даже очень. Вспомнилась почему-то «Аризонская мечта» — где тебе и смех, и слезы сразу. Здесь, конечно, все куда мягче.Но язык не поворачивается сказать «фильм сдобрен юмором» — все жизненно и естественно. Ну невозможно, будучи Красным, не передразнивать «мистера-все-по-книжке». Или это будет не Красный.

Трудно перечислить все, что понравилось или зацепило в фильме. Но часть моментов не могу не подчеркнуть.
Начало. Индейская легенда о «дупле алчности» и, конечно же, представление в виде деревянных кукол-манекенов. Ход неожиданный и в первые моменты шокирующий. Особенно на волне ожиданий «комиксовой жвачки для пипла».

Тренировка принца и под конец проносящийся в метро поезд, когда осознаешь вдруг, что все это представление силы и ловкости, достойное заброшенного замка, происходило в какой-то дыре под землей — то ли старом депо, то ли еще где в подобном же неприглядном месте. Городские эльфы, которым, как и некоторым диким зверям, пришлось перебраться из родных лесов в города… не припомню больше подобного хода.

Слова Красного «Я бы за нее жизнь отдал… а она заставляет меня мыть посуду». Афоризм, достойный лучших сборников. Черт, Красный, КАК я тебя понимаю!

Сцена, когда Красный подпаивает Водяного. Отдельно восхитил хвост Хэллбоя. Специально просматривал несколько раз. Хвост завораживает. Ну а сам момент… когда Синий начинает подпевать магнитофону — сначала как-то неловко, почти фальшиво, и от этого как-то трогательно. И потом, Красный, который спускается драться с Нуадой и спотыкается на ступеньках — смешно, но почему-то не плоско и не пошло. И я бы сказал — где б вы еще видели, чтобы супергерой проиграл главному злодею потому, что к моменту боя был не совсем трезв?:) И снова вспоминается Аризонская мечта — как быстро и естественно смешное оборачивается трагическим.

Ангел смерти — образ сам по себе колоритный, но крылья восхитили особенно. Первое впечатление — сделаны из кожи, не компьютерное. Трудно сказать, как оно на самом деле сделано, но как человек, имеющий некоторое отношение к хэндмейду, могу сказать, что очень похоже на аппликацию из тонкой перчаточной кожи.
Там же — залы дворца, где похоронена золотая армия, по атмосфере очень напоминают картины Жидислава Бекшински.

Взаимоотношения «главного героя» и «главного злодея» — они, в общем-то, даже не враги. Тоже не такой уж частый ход для подобных сюжетов. «Не собираюсь я его убивать… просто крепко надеру зад». И дело не только в душевных страданиях Эйба. Несмотря на драчливый и грубоватый характер, сражается-то Хэллбой только по-необходимости. Для меня Красный стал как раз примером «правильного» героя. Впрочем, почему в кавычках? — именно правильного. Особенно на фоне многих супергероев, которые преспокойно находят себе «источник всех бед и мировое зло» и с радостью идут его колошматить. Хэллбой за всем его дьявольским антуражем и грубоватыми шутками — человек мудрый и незлобный. Он не склонен давать ярлыки, но при этом и не взвешивает часами «за и против». Добро, которому идут кулаки. Потому что применяет он их не за «идею», а за живых людей.

Основной конфликт фильма чем-то напомнил «Принцессу Мононоке». Только там — столкновение мира людей и мира природы, а здесь — сказки и «мира парковок и супермаркетов». Я бы сказал — это сказка об обреченной сказке. Умирая, Нуада говорит: «Без нас мир станет беднее», и это, как мне кажется, и есть ключ ко всему фильму. Все это красочное, яркое, гневное — «хорошие, плохие… и ужасные» — не хочет и не может уходить безропотно. Сказочное, мифологическое мировоззрение не хочет уступать «человеку современного типа». Но время движется вперед, и сказка, какой она была когда-то, обречена — как обречен был Лес в «Принцессе», обречен самой историей. И только когда уже все кончено, когда смерть неизбежна — наступает примирение. Что особенно зацепило — Нуада уходит без ненависти, его последние слова, то, что он пытался донести силой — он отдает Хэллбою как зерно, из которого может вырасти в новом мире росток этой самой сказки, новой сказки, возможно, более родной современному миру, чем эльфы и гоблины.

Теперь что НЕ понравилось.
Момент, когда Водяной плачет. Сказано — нет слезных желез, значит, нет. Неоткуда им вырасти за пять минут. Можно было и иначе показать — даром что у остальных персонажей с выразительностью и без слез все в порядке.

И, наконец, последнее слово к тем, кто ругает этот фильм — господа, так и «Евгенмя Онегина» можно свести к паре абзацев и сказать, что там читать нечего… Я не могу кого-то переубеждать, могу только показать свой взгляд. И на мой взгляд в этом фильме практически каждый момент, каждый эпизод стоит внимания.

Рецензия: Хонтор, 2008

Категория: Кинематограф | Просмотров: 1535 | Добавил: hontor | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
В ГАЛЕРЕЯХ




ИНЫЕ МИРЫ



Сейчас на сайте: 1
Зашли в гости: 1
Местные: 0

Евгений Хонтор © 2024