Отзыв содержит небольшие спойлеры, если вы еще не смотрели фильм, будьте внимательны и осторожны.
Когда я первый раз посмотрел «Сайлентхилл», первая моя мысль после титров была — «ого, первый раз вижу ужастик с философским смыслом!» И в самом деле, нам преподнесли философскую притчу в обертке классического такого, голливудского фильма ужасов. Добротно сделанного, с круто завернутым сюжетом, с хорошей игрой актеров и яркими образами. С действительно пугающими порождениями темноты(во всяком случае, после первого просмотра я пару дней еще ежился по ночам). Со зрелищными спецэффектами и достаточной для такого жанра степенью кровавости. А если копнуть глубже? Вместе с главной героиней фильма мы разгадываем страшную загадку прошлого. Вместе с ней узнаем о некогда совершенном в Сайлент Хилле преступлении. С тех пор городом владеет зло — не какое-то безликое и неопределенное, а вполне персонифицированное и знакомое нам по христианской религии. Преступление было совершено именем Бога, и город наказан, но не серным дождем с небес и не мечом ангела, он отдан целиком во власть дьявола. Единственное безопасное место в нем — это церковь, где скрываются последние выжившие.
В этом фильме носителем справедливости оказывается само зло. Дьявол, явившийся к сожженной заживо и чудом выжившей девочке, становится проводником ее боли и гнева, жажды возмездия. И главная героиня, увидев, что творят люди под защитой церкви, встает на сторону зла и решается помочь темным силам. Откуда такие несопоставимые понятия — дьявол и справедливость? Как говорила перед одной из песен солистка «Башни Rowan» Тикки Шельен, «Если в этом зале есть правильные православные или католики, вы уж потерпите, мы не нарочно!» Так вот заранее прошу прощения у людей, которые относят себя к верующим и не терпят интерпретаций на эту тему. Итак, представим картину отношений Добра и Зла, Бога и Дьявола, немного иной, чем в каноне. Вот спрашивается, что побуждает Дьявола и его прислужников, построив целый ад, веками мучить там несчастных грешников? Изначальная злобность? Ну сто лет, ну тысячу лет позлобствуешь, а дальше даже наш родной классик Лермонтов заметил: «И зло наскучило ему». Тогда зачем? А вдруг оно — то самое чувство справедливости? Если принять, что Бог — это Любовь, абсолютная и вечная, то как раз Он карать не может. Любовь безропотна, незлобива, не мстительна. А вот дьявол вовсе не скован подобными вещами. Но несмотря на заявленную злобность и всяческую тягу к грехам, во-первых, в своем аду почему-то жестоко истязает грешников, а не предается вместе с ними приятным для него грешным штукам. А во-вторых, попадаются-то ему в итоге люди не очень хорошие. Ей-богу, задумываешься — а ведь и сам ценит справедливость, гад рогатый. И как будто жестоко мстит тем, кто своими делами ранит и печалит то прекрасное, большое и светлое, что само может только подставить вторую щеку. То, чего Любовь не может по определению, должна делать Справедливость. Любовь как идеальная сила не может быть справедливой. В мире «Сайлент Хилла» зло нечеловеческое, абсолютное Зло оказывается справедливее жестоких человеческих поступков. И каковы бы ни были там отношения Бога со своим лучшим ангелом, несомненно по фильму одно: кто творит зверства именем Бога, тот навсегда теряет право на его защиту, даже если считает себя проводником Его воли.
|