История изложена в виде поздней легенды: как все виделось для тех обитателей мира, которые не сохранили память о реальных событиях. И если история Третьей эпохи изложена в целом достаточно верно, то первые две эпохи мифологизированы, напоминают скорее сказку.
В-частности, хотя Хонториэль (первый Вархал) действительно создал Луарилл, Первая эпоха отнюдь не была временем всеобщего благоденствия. Первый сотворенный мир нес в себе множество ошибок и опасностей, а большинство его обитателей поначалу были лишь тенями, голограммами. Лишь постепенно настоящие, живые обитатели мира смогли дать им бытие, личность и самосознание.
Луарилл был создан на базе чужой, более продвинутой технологии, которую хайны к тому времени едва начали изучать. Это был ковчег, последний шанс для стремительно вымирающих хайнов и других разумных существ, населявших Эсварру. Времени едва хватило на то, чтобы Луарилл стал пригоден для существования.
Легенда о Луарилле
Луарилл был сотворен из крови первого Вархала. Огненный зверь вскрыл тогда свои вены, и каждая капля крови падала в кипящую бездну, обращаясь в драгоценный камень. Их было пятнадцать – камней Творения, наделенных огромной силой. Рубин, драконья кровь, стал душой мира, из Янтаря Создатель лепил горы и равнины, Алмаз породил жизнь во всех ее многообразных формах, на суше и в воде... И когда упала последняя капля, обессилевший от потери крови Вархал умер, чтобы через тысячи перерождений вернуться в Мир Сотворенный.
На иллюстрации: Вархал, создающий мир из собственной крови и жизненной силы
Первая эпоха не знала ни войн, ни катастроф. Луарилл населяли две расы – люди и аллами. На карте было три материка – Западный Огненный, Восточный Огненный и Велаор между ними. На Восточном жили люди, Велаор принадлежал аллами, а Запад был тогда еще малонаселенным, и обе расы постепенно осваивали его. И люди, и аллами пользовались магией – она пропитывала все их естество, все стороны их жизни. Маги и оборотни, аллами жили ради того, чтобы творить, через слова, образы, музыку познавая себя. Они верили, что однажды в мир вернется Создатель, и ждали его прихода.
В недрах мира дремал Зверь. Многоликий, многоглазый, многолапый, он был черным, как самая беспросветная ночь, но он не был Злом. Он был спящим сердцем, он был подземным хранителем, он был частью единого целого. Имя ему было – Броонхур. Зверь запоминал каждое мгновение, каждое движение мысли и материи – все, что происходило в мире, откладывалось в его бездонной, бессмертной памяти.
На иллюстрации: Броонхур - подземный зверь
Но страх того, что Создатель никогда не вернется в Луарилл, не давал Зверю покоя. Безумие медленно овладевало им. Только Вархал мог исцелить Броонхура, но шли века, и надежда таяла.
Свитки и барельефы Велаора еще хранили изображения Творца и легенды о его возвращении. С их помощью жрецы создали двойника – Серого Вархала, во всем подобного Создателю. С помощью Серого они надеялись успокоить Броонхура и восстановить пошатнувшееся равновесие. Однако равновесие было необратимо нарушено еще в тот день, когда Серый пробудился. Для кристалла его души использовали энергию самого мира, и ее потребовалось слишком много. Но и это, возможно, не переросло бы в катастрофу, если бы все жрецы остались верными своему долгу. Увы, мир уже тогда знал предателей. Два верховных мага боролись за власть, один из них, Ретар, использовал молодого Сотворенного как орудие против соперника.
На иллюстрации: создание Серого Вархала из энергии мира и памяти Броонхура.
Когда Серый узнал об этом, он дал волю своему гневу. Сила его вышла из-под контроля, и страшный взрыв погрузил Велаор на дно океана. Остались лишь два маленьких острова да горстка чудом спасшихся аллами. Глубоко под землей, потрясенный взрывом, пробудился Броонхур. Что тогда произошло с подземным хранителем? Спасшиеся слышали рев, исходящий из глубин, земля горбилась, вздымалась и опадала... А после все стихло. Жрец-отступник скрылся в портале, но Серый Зверь бросился за ним, поклявшись преследовать его при жизни и после смерти.
На иллюстрации: Броонхур разрушает материк Велаор
Равновесие рухнуло. Обе расы практически лишились магии. Броонхура охватило безумие – так появилась Черная Матка, Брунхура, враг всего живого в Луарилле. С каждым годом она становилась все агрессивнее, и бьющие из-под земли черные щупальца губили людей и животных.
Жителей островов еще защищала энергия погибшего Велаора, поэтому они не знали о существовании Брунхуры. Кроме того, будучи более восприимчивы к магии, аллами сохранили кое-какие умения. Но без свежей крови они постепенно вырождались.
Также и Западный Огненный был недоступен Черной Матке, и его обитатели легче перенесли исчезновение магии – в процессе освоения новых земель, в каждодневных заботах этот удар не был так страшен.
Хуже всего пришлось людям – жителям Восточного. Даже лучшие маги лишились своих способностей. Запуганные Брунхурой, доведенные до отчаяния, вынужденные бороться за выживание, подобно диким зверям, спустя несколько поколений люди стали воспринимать любые проявления магии как зло. Неудивительно – в лесах Восточного появилось тогда много странных и враждебных созданий. Самыми опасными из них были мерраху – животные и люди, попавшие в щупальца Брунхуры и ставшие ее частью. Жуткие легенды ходили по деревням – о детях с черными, словно выжженными глазами, которые возвращались в сумерках и загрызали матерей... Легенды, похожие на кошмарные сны.
С гибели Велаора началась Вторая эпоха, смутное и тяжелое время. Только Западный Огненный в эти годы расцвел, и только там две расы сосуществовали в мире и гармонии.
А в конце Второй эпохи в мир вернулся Создатель. Вернулся разделенной душой. Двое встретились, чтобы стать одним – Гранк, лесной демон, хранитель деревни, и Лиара из расы аллами. Люди выследили и убили их. Лиару забила насмерть озверелая толпа, Гранка сожгли на костре. В пламени их души соединились. Пантера – Создатель, не помнящий своего истинного имени, - вернулся в Луарилл.
Так наступила Третья эпоха, начало которой ознаменовалось великими переменами. Равновесие было восстановлено. Велаор поднялся из глубин океана множеством островов и с тех пор зовется Расколотым, или Архипелагом. Люди, те, что смогли принять изменения, остались и стали защитниками Луарилла. Они строили Блуждающие Крепости – города-диски, парящие над землей, где щупальца Брунхуры не могли их достать.
Тогда же появились 15 кланов Асанта, хранителей равновесия. Рощи Асанта не пропускали темную силу Брунхуры, и их обитатели, аллами, чувствовали себя в безопасности.
На иллюстрациях: кланы Асанта, священные рощи. Слева направо: роща Заалаиров, роща Хаарагов, роща Ловааров.
Кланы Асанта делились на Тройки – по стихиям. Пять стихий – Эфир, Огонь, Вода, Воздух и Земля – составляли гармонию мира. Все было подчинено этой гармонии – пять времен года, 15 месяцев, даже соотношение хищников и травоядных. И благодаря этому мир не знал голода и болезней. Асанта соединяли в себе статичное и динамичное, неподвижность и рост. Кроме нескольких исключений все они были наполовину деревьями. Деревья-звери, деревья-птицы, деревья-драконы. Кровь Асанта превращалась в драгоценные камни Творения. Они и в отдельности обладали большой силой. Под защитой священных рощ аллами строили города, развивалось искусство, совершенствовалась магия. Брунхура отступила, лишь изредка появляясь на незащищенных пространствах, но и там армии людей-защитников на крылатых зверях неизменно давали ей отпор. В случае большой опасности можно было призвать защиту с небес – Звездных демонов. Самые могущественные из них, числом пятнадцать, вызывались редко. Среди них – Сунал, Огненный Леопард, зверь-защитник, Виэр-Алентаро, Черная Чайка, пожирающая тьму, Шэндлак, Платиновый Дракон, чей взгляд способен выдержать лишь тот, чья душа чиста, Лоннус, Лунный Зверь, маг и защитник, Руол, Стокрылое Пламя...
А потом, спустя десятилетия мирного существования, вновь пришла беда. Война, прокатившаяся темной лавиной по всему Мирозданию, обрушилась на Луарилл. В битве погибло все живое, а сам мир был полностью разрушен. Остался лишь Создатель, тяжело раненый, слепая девочка-маг Саша и сумасшедший Броонхур. В последний момент Создатель вспомнил свое Истинное Имя. Объединившись с Сашей и исцелив Броонхура, он заново пел Песнь Творения, восстанавливая разрушенный мир. Луарилл вернулся к состоянию, которое было до войны, но уже без Брунхуры – подземный зверь перестал атаковать собственный мир. Так наступила Новая третья эпоха, которая продолжается по сей день.
Как же было на самом деле?
На момент возникновения Луарилл был своего рода эскизом, набором голограмм, в котором его обитатели едва могли выжить и сохранить рассудок. Недостроенный мир пугал – от черных провалов, зияющих пустот между деревьями или посреди неба, до однотипно двигающихся животных: еще не настоящих, запрограмированных на самую простую имитацию жизни. Так что Первая эпоха была временем глобального строительства, воплощения замысла в реальность. Каждый по-настоящему живущий наделял бытием тех, кто до того представлял собой лишь подвижный антураж. Так мир наполнялся живыми.
Людей, настоящих, с Земли, в Луарилле тогда не было (и не было очень долго, до Новой третьей эпохи), облик людей выбрали многие хайны и эсваррские ящеры. В Первую эпоху большинство из них помнили, кем были в прошлом, поэтому поводов для межрасовых конфликотв просто не могло возникнуть. Все занимались общим делом.
Хонториэль как личность перестал существовать, и трудно сказать, на каком этапе это произошло. В Миры Сотворенные он пришел уже сверх-личностью, вобравшей в себя десятки тысяч разумов и растворившейся в них. Уже в Луарилле, в азарте творения, Хонториэль (или то, что от него оставалось) разбил свою личность еще на несколько осколков, и каждое из этих новых существ было наследником его духа и памяти, но ни одно не было в полной мере тем самым Хонториэлем. Частичку духа Хонториэля несут в себе дракон Рихард, Пантера, Кири/Саша, и, через Пантеру, - Серый/Виктор. Позже появился Лан-Ра Однокрылый. По мнению Пантеры, Лан был всего лишь его копией, созданной в экспериментах Мерраху. Однако близкий друг Хонториэля, Харро, считает Лана наиболее похожим на Хонториэля существом, и отказывается признавать таковым Пантеру.
Тем не менее, именно Пантера получил «ключи» от колыбели миров, и в Луарилле именно его почитают как создателя. Создателем признал его и Броонхур, подземный зверь-хранитель. Лан-Ра создал собственный мир, Авараттос, а с Луариллом не чувствовал особой связи, кроме любви к родине.
История Серого в целом достоверна, но Ретара он найти так и не смог, и отнюдь не собирался положить жизнь на его преследование. Двойник Пантеры некоторое время странствовал между мирами, потом, узнав о том, что его преследует создатель Луарилла, укрылся в песках Санджана, и много десятилетий прожил среди фрайвов – причудливых полуразумных созданий. Пантере нужно было то, что невольно забрал с собой Серый – часть мира, часть личности и памяти Хонториэля. Только так Пантера мог получить полный доступ к управлению Броонхуром и довести до конца преображение Луарилла, каким задумал его Хонториэль. Это был нелегкий выбор: между судьбой и безопасностью мира и его обитателей, и единственной душой, которую нужно было убить окончательно, сделать частью себя.
Пантера сделал выбор в пользу Луарилла, нашел Серого на Санджане и убил его – такой ценой мир приобрел задуманный облик, так появились рощи Асанта, так был усмирен – хотя бы отчасти – Броонхур. К счастью, Серый все же не погиб (родился вновь, вернулся в Луарилл под именем Виктор). В ситуацию успел вмешаться Мерраху и отделил нужное Пантере от собственно личности Серого. Однако сам выбор Пантеры настроил против него Мерраху, вызвал неодобрение дракона Рихарда и разочаровал Харро, что и было одной из причин неприятия Пантеры как наследника Хонториэля. По мнению Харро, это был поступок, недостойный Хонториэля и противный самой его природе, оттого Пантера не имеет никакого отношения к личности Хонториэля и не имеет права называться его именем.
Возможно, если бы Пантера приложил больше усилий в поисках альтернативного решения, разрушительной войны за Луарилл удалось бы избежать. Однако, история не знает сослагательного наклонения…
На иллюстрации: Пантера (детский рисунок). В его характере действительно мало что есть от Хонториэля - Пантера агрессивный, вспыльчивый, порывистый, мстительный. С другой стороны, ему не чуждо сострадание, он умеет быть верным другом и всегда вступится за несправедливо обиженных. Правда, сначала переломает обидчику кости, а уж потом будет разбираться. К счастью для окружающих, Пантера может лечить раны и воскрешать умерших, и всегда пользуется этими умениями после вспышек праведного гнева. Тем не менее, обиженных на Пантеру не убывает в Мирах Сотворенных...
Что касается Гранка и Лиары – оба они по телесному происхождению были аллами, но те, кого называли «лесными демонами», утратили память о предках. В некоторых интерпретациях историю Гранка и Лиары преподносили как романтичную историю влюбленных, чьи души стремились к максимально возможной близости, вплоть до слияния. Однако их тяга друг к другу имела мало общего с влюбленностью, хоть сами они поначалу воспринимали свои отношения именно так. На самом деле, слияние начало происходить не только при их жизни, но даже задолго до их встречи. К моменту знакомства это была скорее одна сущность, осознающая себя в двух разных телах. К моменту гибели граница практически стерлась, и погребальный костер лишь завершил процесс.
Впрочем, для полного слияния потребовалось еще несколько десятилетий, и Пантера долгое время чувствовал себя как бы двумя существами. С этим связана его изначальная андрогинность и осознание себя то в большей степени мужчиной, то в большей степени женщиной. И связано это было не столько с очевидным (Лиара и Гранк), сколько со спецификой прошлого Лиары, оборотня с сильной памятью о прошлых воплощениях. В прошлом же воплощении она была представителем расы защитников, Льйарро, известном также как Рыжок (детское имя, прозвище, которое молодому защитнику дала дворня при храме). Каждое превращение усиливало разрыв между личностью в прошлом и настоящем, Рыжок каждый раз все лучше осознавал и вспоминал себя. Лиара не была женственной в классическом понимании, хотя и отличалась мягкостью характера, но контраст с порывистым, агрессивным Льйарро был явственным. Эта двойственность повлияла на Пантеру даже сильнее, чем разница между Лиарой и Гранком.
А вот Броонхур отнюдь не становился другим существом, как можно было бы подумать. Брунхурой, Черной Маткой, его прозвали исключительно за способность порождать чудовищ.
Наконец, за возвышенными, даже пафосными словами «Песнь Творения», «маги», «Истинное Имя» скрываются не загадочные высшие силы, а вполне конкретные, хоть и сложно объяснимые понятия. Альтао, который в Мирах считается языком магии и поэзии, на самом деле является программным языком Миров Сотворенных – это цифровая плоть мира, слова альтао в нем – все равно, что атомы в мире материальном. Из них состоит всё. Песнь Творения, соответственно, - создание программного кода нового мира, Истинное Имя – своего рода пароль, уникальный и никогда не повторяющийся идентификатор для каждой личности в Мирах Сотворенных. Поэтому Пантера не смог восстановить полный доступ к личности Хонториэля, но вместе с частью личности Серого получил «пароль» к творению своего предшественника – Луариллу.
На иллюстрации: символы Альтао, языка магии и созидания в Мирах Сотворенных.
Магами в Мирах Сотворенных, как уже можно догадаться, называют тех, кто способен читать и говорить на высшем альтао – языке программирования. Таким образом можно влиять на реальность, переписывая ее. Возможности такой перезаписи ограничены – вносить глобальные изменения в мир может только демиург, его создавший, а вносить насильственные и необратимые изменения в личности других существ (вплоть до уничтожения) теоретически могут только Мерраху, Лан-Ра и Рихард, а практически на это нужна очень веская причина. Пантера тоже обладал такими возможностями, но после инцидента с Серым, а также после событий войны за Луарилл, Мерраху забрал у него эту способность, с неохотного согласия самого Пантеры.
К оглавлению
|