У людей нередко обнаруживалась боязнь, что по той или иной причине фларр уйдет. Но вместе с тем - нестерпимая потребность прогнать брата. Эта двойственность проходит сквозь всю культуру: боязнь Другого и тяга к Другому.
Двойственность нередко возникает в религиозных догмах и народном восприятии. Например, Вулкан, бог-покровитель лиoнтари, почитаем в храмах, по преданиям Великая Мать пожаловалась ему на своего непокорного первенца Ихру. Воспылав желанием наказать брата и отстоять честь матери, Вулкан послал полчища лионтари терзать отступников. В этой легенде лионтари однозначно положительные персонажи, призванные утихомирить фларров и гордеца-Золотого.
Однако в жизни люди видели больше бед от демонов-лионтари. Откуда же взялось ощущение, что гордый, высокомерный Ихра - враг людей? Ведь ни он, ни его фларры не приносили вреда людям, а смерть причиняли лишь в совершенно исключительных случаях.
Но все их заслуги перевешивало единственное требование, которое растущая цивилизация не могла выполнить - не разрушать природу и мир вокруг. Вмешательство фларров вызывало негодование у части владык. Со временем "старшие братья" становились всё более неудобными фигурами, пока отношения не дошли до закономерного разрыва и остракизма.
Наоборот, лионтари - хищники и убийцы - хотя и вызывали страх, оставались объектами, а не субъектами в массовом сознании. Худшее из убийств со стороны демона-лионтари и близко не действовало, как запрет "старшего брата".
Образ фларр-лионтари-джавака взаимно перетекающий. Вот безликое чудовище-джавака, жуткое, безличное, пожирающее семью. Зубами оно впивается в отца, мать, брата, жену или детей, не различая. Вопли не вызовут жалости и уколов совести. И ничто не излечит.
Вот лионтари, всё ещё чудовище, но с золотой маской на морде. Уже личность, хотя и с клокочущим чёрным океаном внутри. Злоба, осознавшая своё одиночество. Он - слышит мольбу о пощаде. Но, плача, пожирает свою жертву, чтобы вновь остаться в одиночестве.
Вот фларр. Он протягивает руку брату. И в нём нет зла и страха. Он победил чёрный океан.
Такова история каждого существа, в муках обретающего личность.
Метафора маски создавалась постепенно, и к моменту, когда "маски" у фларров исчезли и появилась мимика, метафора уже закрепилась достаточно, чтобы развиваться самостоятельно. Посмертная маска становится традицией при погребении - богатым людям заказывают маски из золота, украшенные драгоценными камнями, бедняки обходятся деревянными, с резьбой или покрашенными под золото и драгоценности.
После эпохи владычества элхав, вместе с потерей многих культурных традиций, метафора маски уже не встречалась столь часто, но и не исчезла полностью.
Образы фларров, лионтари и джавак взаимоперетекающие, связанные общим миропониманием. Хотя люди прекрасно различали все три образа в поздние времена, ещё в самом начале они оказались связаны единством происхождения. Существовали поверья, что если с фларра снять маску, он превратится в лионтари, если же маску снять с лионтари, он станет джавакой.
Надо полагать, людям ранних эпох внушала ужас сама мысль о том, что фларр - друг и товарищ - может вдруг превратиться в демона-лионтари, ведь фларры и лионтари похожи, как братья, и одно может стать другим, если человек ошибётся и сделает что-то не по правилам, при том, что самих правил человек не знает и ступает наугад, в надежде не ошибиться.
К оглавлению
|