Восточные религии оказали сравнительно небольшое влияние на духовную жизнь хайнов. Практически единственное, но очень важное заимствование - представление о жизни как о Колесе Сансары. В интерпретации хайнов этот образ перестал быть отрицательным и превратился в настоящий манифест Жизни. Жизнь - благо, несмотря на страдания, смерти, неудачи. Все ценное ценно только применительно к живому, т.е. бытию. Ничто не погибает бесследно - в круг перерождений имеют шанс вернуться все умершие. Каждый живущий имеет возможности улучшить бытие для окружающих и для самого себя, причем как для себя-настоящего, в данной конкретной жизни, так и создать залог для себя-будущего, который вернется на следующем витке перерождений. Таким образом, количество боли и страданий в мире зависит от каждого и поддается изменениям в любую сторону.
Неразрывно связанное с концепцией Колеса Сансары понятие нирваны трактуется двояко. Есть нирвана живая и мертвая (а точнее - безжизненная, потому что смертность - свойство жизни, тогда как безжизненность - свойство небытия).
Нирвана разрушительная, «безжизненная» предполагает отказ от бытия в угоду небытию, окончательную гибель: уничтожение Колеса Сансары, а вместе с ним и жизни как таковой. Однозначно негативное явление. В поздних текстах «мертвая нирвана» напрямую связана с концепцией бессмертного-безжизненного, о которой пойдет речь в главе «Хайнские интерпретации авраамических религий».
Нирвана созидательная, «живая» предполагает не выход из круга перерождений, а его преображение: изменение жизни таким образом, чтобы максимально уменьшить или же вовсе убрать страдание, дать возможность каждому существу развиваться и расти.
Живая нирвана - это осознанные перерождения, наслаждение многообразием жизни, полнота бытия. Предполагается избавление от «страстей», но не путем отказа от них, а через понимание их относительности. Рождаясь в разных телах, дух принимает их страсти: для разных видов животных эти страсти будут немного различны. У ящера свои, у хайна свои. У хищника - голод, у жертвы - страх перед хищником.
Опытный дух понимает относительность всех душевных порывов, всех переживаний, поэтому способен делать выбор осознанно, незамутненным сознанием. Свободным считается тот, кто в клубке противоречий способен разглядеть все причинно-следственные связи, в конфликте не поддаться ни гневу, ни симпатии в отношении любой из сторон. Также состояние живой нирваны предполагает умение различить врага.
Здесь важно понимать, что в понятие «враг» хайн вкладывает совсем не то, что человек. Для человека враг почти всегда персонифицирован, даже если это вулкан или цунами. Уничтожить врага - значит, уничтожить враждебное существо или явление. Для хайна же не существует персонифицированных врагов: это всегда «что», а не «кто». Не существа, не явления как таковые, а те причинно-следственные связи, которые провоцируют конфликт, вынуждают проявлять агрессию. В случае хищника и добычи для добычи враг - не сам хищник, а голод, вынуждающий преследовать и убивать.
Хайнское «враг» ближе к тому, что мы понимаем под искушением или даже необходимостью (когда как), а понятия, тождественного нашему «враг», для хайна не существует. Можно было бы вообще их не смешивать, но кое-что общее таки есть. Тот комплекс эмоций, который человек испытывает к врагу персонифицированному, хайн испытывает к обстоятельствам, втягивающим в конфликт.
Эти обстоятельства могут быть как внешними (необходимость защищать собственное бытие и собственные важные потребности), так и внутренними (всякого рода «искушения», отрицательные душевные качества).
Этот момент очень важен для понимания хайнской концепции Сансары и нирваны. Вся живая и неживая природа изначально прекрасна и не может считаться источником зла. Ни при каких обстоятельствах. Зло и страдания появляются в результате неправильных взаимоотношений между живым и неживым, между самими живущими. И если «мертвая» нирвана предполагает отказ от всех отношений, то «живая» - их гармонизацию.
Связанные тексты:
Пантеизм и примитивные верования
Смертность как обязательное условие для реализации любви и сострадания
Хайнские интерпретации авраамических религий. Пять основных концепций и их производные.
К оглавлению
|