МЕНЮ САЙТА
Главная
О сайте
Путеводитель
Евгений Хонтор
Леонард Попов
Галереи
Библиотека
Ксенобиология
Ярмарка
Блог
Контакты
Ссылки


Восточные религии. Колесо Сансары

Восточные религии оказали сравнительно небольшое влияние на духовную жизнь хайнов. Практически единственное, но очень важное заимствование - представление о жизни как о Колесе Сансары. В интерпретации хайнов этот образ перестал быть отрицательным и превратился в настоящий манифест Жизни. Жизнь - благо, несмотря на страдания, смерти, неудачи. Все ценное ценно только применительно к живому, т.е. бытию. Ничто не погибает бесследно - в круг перерождений имеют шанс вернуться все умершие. Каждый живущий имеет возможности улучшить бытие для окружающих и для самого себя, причем как для себя-настоящего, в данной конкретной жизни, так и создать залог для себя-будущего, который вернется на следующем витке перерождений. Таким образом, количество боли и страданий в мире зависит от каждого и поддается изменениям в любую сторону.

Неразрывно связанное с концепцией Колеса Сансары понятие нирваны трактуется двояко. Есть нирвана живая и мертвая (а точнее - безжизненная, потому что смертность - свойство жизни, тогда как безжизненность - свойство небытия).

Нирвана разрушительная, «безжизненная» предполагает отказ от бытия в угоду небытию, окончательную гибель: уничтожение Колеса Сансары, а вместе с ним и жизни как таковой. Однозначно негативное явление. В поздних текстах «мертвая нирвана» напрямую связана с концепцией бессмертного-безжизненного, о которой пойдет речь в главе «Хайнские интерпретации авраамических религий».
Нирвана созидательная, «живая» предполагает не выход из круга перерождений, а его преображение: изменение жизни таким образом, чтобы максимально уменьшить или же вовсе убрать страдание, дать возможность каждому существу развиваться и расти.

Живая нирвана - это осознанные перерождения, наслаждение многообразием жизни, полнота бытия. Предполагается избавление от «страстей», но не путем отказа от них, а через понимание их относительности. Рождаясь в разных телах, дух принимает их страсти: для разных видов животных эти страсти будут немного различны. У ящера свои, у хайна свои. У хищника - голод, у жертвы - страх перед хищником.
Опытный дух понимает относительность всех душевных порывов, всех переживаний, поэтому способен делать выбор осознанно, незамутненным сознанием. Свободным считается тот, кто в клубке противоречий способен разглядеть все причинно-следственные связи, в конфликте не поддаться ни гневу, ни симпатии в отношении любой из сторон. Также состояние живой нирваны предполагает умение различить врага.

Здесь важно понимать, что в понятие «враг» хайн вкладывает совсем не то, что человек. Для человека враг почти всегда персонифицирован, даже если это вулкан или цунами. Уничтожить врага - значит, уничтожить враждебное существо или явление. Для хайна же не существует персонифицированных врагов: это всегда «что», а не «кто». Не существа, не явления как таковые, а те причинно-следственные связи, которые провоцируют конфликт, вынуждают проявлять агрессию. В случае хищника и добычи для добычи враг - не сам хищник, а голод, вынуждающий преследовать и убивать.
Хайнское «враг» ближе к тому, что мы понимаем под искушением или даже необходимостью (когда как), а понятия, тождественного нашему «враг», для хайна не существует. Можно было бы вообще их не смешивать, но кое-что общее таки есть. Тот комплекс эмоций, который человек испытывает к врагу персонифицированному, хайн испытывает к обстоятельствам, втягивающим в конфликт.
Эти обстоятельства могут быть как внешними (необходимость защищать собственное бытие и собственные важные потребности), так и внутренними (всякого рода «искушения», отрицательные душевные качества).

Этот момент очень важен для понимания хайнской концепции Сансары и нирваны. Вся живая и неживая природа изначально прекрасна и не может считаться источником зла. Ни при каких обстоятельствах. Зло и страдания появляются в результате неправильных взаимоотношений между живым и неживым, между самими живущими. И если «мертвая» нирвана предполагает отказ от всех отношений, то «живая» - их гармонизацию.


Связанные тексты: 

Пантеизм и примитивные верования

Смертность как обязательное условие для реализации любви и сострадания

Хайнские интерпретации авраамических религий. Пять основных концепций и их производные.

 

К оглавлению

 


Категория: Миры Сотворенные | Добавил: hontor (22.04.2013) | Автор: Евгений Хонтор
Просмотров: 1303 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
В ГАЛЕРЕЯХ




ИНЫЕ МИРЫ



Сейчас на сайте: 1
Зашли в гости: 1
Местные: 0

Евгений Хонтор © 2024