Как это всегда бывает, после просмотра зрители
разделились на тех, кто в восторге, тех, кто фильмом не проникся и тех, кто его
активно ругает. Однако за "Аватаром" нельзя не признать новаторство.
Камерон в своем грандиозном творении установил новую планку качества. Показал,
как надо снимать хороший, крепко сшитый фильм, используя современные
возможности и не забывая о старом наследии.
Что же такого в "Аватаре", что стоит считать его прорывом, знаковым
фильмом в истории фантастики и фэнтези?
Во-первых, это некий итог ХХ века, вобравший очень многие... нет, не штампы -
образы, фантастические разработки и идеи, звучавшие ранее в литературе, но
никогда не представленные в кино так атмосферно, масштабно и зрелищно.
Люди-кошки, гигантские деревья, парящие острова, единая сеть живого, аборигены,
живущие в гармонии с природой, светящиеся растения и животные, полет на
драконах, экзоскелеты-мехи... Нужен недюжинный талант, чтобы из этого винегрета
создать такой цельный, логичный мир, наполнить его выразительными деталями,
создать небанальных, живых героев, со своими судьбами и идеалами. Героев, в
которых легко угадываются типажи, но при этом каждый из них - личность. И нужен
тем более большой талант и любовь к своему делу, чтобы все это воплотить так
реалистично, на невиданном до сих пор уровне, а тем более ждать 15 лет до
появления этих самых технологий.
Во-вторых, впервые в кинематографе показана действительно другая планета. Не
выжженная (вариант - ледяная) пустыня, не примитивные декорации, а живой,
дышащий мир, притом с хорошо продуманной фауной и флорой. Например, у
большинства наземных пандорских животных шесть конечностей, но при этом
показана переходная форма - пралемуры - у которой передние конечности начали
срастаться. Насколько это возможно с точки зрения биологии - трудно сказать, но
в пространстве фильма смотрится органично.
Такое богатство стало достижимым благодаря развитию технологий, и теперь
"Аватар", вероятно, поставит крест на "эпохе одного
монстра". Технологии спецэффектов - вопрос отдельный, даже в технической
их стороне это огромное новаторство. Подробно о создании фильма и
использованных технологиях можно почитать в статье Дмитрия Мороза «Аватар»
- как создавался фильм.
Третий значительный шаг - на фоне многих подобных фильмов поступки героев
радуют логичностью. Фильм пресекает традицию изображения тупых военных - даже
"главный злодей" вызывает невольное уважение. Майлз Кворитч - человек
жестокий, но бесстрашный, не жалеющий других, но и себя не щадящий. Его
обвинение главному герою не такое уж несправедливое - "нашел местную сучку
и предал Родину".
Очень хорошо проработана манера речи героев - все персонажи говорят не для
галочки в сюжете, их речь органично вписывается в образ. Характер Сельфриджа -
начальника колонии, бизнесмена - в полной мере выражен уже эпизодом с
экскаваторами: "Абориген? Да ты езжай и он отвалит. Ехай, ехай. О, видишь
- отвалил".
Яркий характер - Грейс, ученый-ботаник и координатор проекта Аватар, которую
играет Сигурни Уивер (интересный момент - в "Чужих" в роли Эллен
Рипли Сигурни сражалась с инопланетной расой, в "Аватаре" - защищает
инопланетную расу. Вряд ли это случайный подбор актеров, скорее символ того,
как постепенно меняется отношение людей к иным существам).
Кстати, Грейс даже в своем человеческом облике носит фенечки - правда, под
одеждой. Суровая волевая женщина преображается в образе Нави, становится
добрее, отзывчивее. Ее образ напоминает о традиции настоящих ученых, изучавших
поведение животных - например, Дайан Фосси, посвятившей себя изучению горилл.
Такие люди целиком отдавали себя работе и были более счастливы в окружении
своих подопечных, чем среди собратьев по виду. Очень многое о Грейс говорят ее
фотографии в окружении детей Нави.
Нельзя не упомянуть и Труди, и Макса, и Норма - несмотря на относительно
эпизодическое появление, эти персонажи запоминаются. Вообще люди показаны не
каким-то монолитным злом с единственным "хорошим" на стороне
аборигенов. После варварского уничтожения древа группа людей, среди которых и
ученые, и военные, выступает не столько на стороне Нави, сколько против
неоправданной жестокости в угоду наживе.
В фильме много традиций - что-то взято из фантастической литературы, кое-что из
американской истории (аборигены Пандоры невольно ассоциируются с индейцами).
Стоит упомянуть, что до "Аватара" Камерон снимал документальный фильм
о глубоководных обитателях "Чужие из бездны", и ночная Пандора сияет
так же богато и экзотично, как подводный мир.
"Аватар" не может похвастаться большими новшествами в сюжетной канве
- многие повороты угадываются заранее, схема не нова. Но сюжет идеально вписан
в антураж, а антураж заставляет старую историю играть свежими красками. Сюжет
немного сказочный и немного наивный, но о том, что к миру, в котором живешь,
надо относиться с уважением и любовью, не грех лишний раз и напомнить.
Тем же, кто привык презрительно отзываться о спецэффектах, и оттого пропустил
красоты Пандоры мимо глаз, остается только посочувствовать. И посоветовать
почитать Достоевского без литературных излишеств, в пересказе школьного
сочинения (а что, все идеи там остаются, стараниями учителей). Или упростить
картины Иванова до "палка-палка-огуречик", чтобы спецэффекты
художественные не отвлекали. Вне зависимости от чьего-либо мнения, спецэффекты
стали одним из средств художественной выразительности в кинематографе, и
кинематограф не должен их стыдиться. Другое дело, что современному зрителю
угодить труднее, чем беременной женщине (какое было возмущение после "Хранителей",
не этим ли людям сейчас хватает совести упрекать "Аватар" в
примитивном сюжете?). А от режиссера ждут не произведение искусства, а некий
продукт, обязанный удивлять и развлекать с первой до последней минуты. Меж тем
блокбастеры последних лет уверенно берут курс на зрелищность вкупе с тем самым
смыслом, идеями и прочими очень важными для искусства вещами. А зритель все еще
жует свой попкорн и верит, что глупый Голливуд не способен снять хорошее кино.
Что же касается "Аватара" - банально или нет, но людям не мешает
время от времени напоминать, что планета у нас пока одна, и относиться к ней
следует соответствующе...
Да, пожалуй, в "Аватаре" нет ничего радикально нового. Многие идеи так или иначе всплывали у разных фантастов; мне первым делом вспоминается рассказ П. Андерсона "Зовите меня Джо", а в конце - рассказ Р.Шекли "Безымянная гора" (с той лишь разницей, что там на землян ополчилась не одна планета, а вся Вселенная). "Аватар" замечателен тем, что все это было показано не для узкого сегмента любителей фантастики, а для всех. При этом многие фильм не приняли. Может, дело в том, что простому, среднестатистическому зрителю Ване на самом деле не хочется вникать в жизнь других цивилизаций, напрягать ум и воображение - он пришел смотреть про себя, любимого, в фантастическом антураже. Фантастику он воспринимает не на уровне каких-то хитрых концепций, а чисто зрительно: чтобы все красиво бегало, летало, щелкало клыками и взрывалось (особенно - взрывалось:)). Диковинная инопланетная живность обычно служит фоном, на котором главный герой-землянин (с которым Ваня себя ассоциирует) демонстрирует свою крутизну. При этом подразумевается, что землянин всех победит. А что в "Аватаре" делают с землянами? И у Вани возникает чувство, что создатели фильма его надули. Сперва поманили захватывающими приключениями и спецэффектами, а в конце огорошили известием: "Никакой ты, человече, не пуп Вселенной, а так, мелкий хулиган." ;)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]