Пантеизм был близок мировоззрению хайнов. Они охотно перенимали человеческих богов и не менее охотно придумывали собственных. Религия была для них скорее формой литературы: человек так «верит» в литературных персонажей, зная, что их нет в нашей реальности. Общность эмпатов могла создавать внутри себя бестелесные сущности, обладающие собственной волей, то есть, придуманный бог действительно получал бытие. Однако хайны четко осознавали, что сами, по своей воле пробуждают к жизни своих богов, не наоборот. И отвечают за них, как за детей ароса. Религия считалась одним из способов творчества в высшем понимании: давать новое бытие, выполнять функции родителя.
Нередко мелкими божествами, хранителями той или иной области, олицетворением того или иного явления становились умершие. Не имея физического воплощения, они в то же время продолжали активно участвовать в жизни ароса.
Тотем - одно из многих понятий, перекочевавших с Земли в хайнскую культуру и видоизменившихся. Хайны активно интересовались наиболее близкими им проявлениями человеческой культуры, где упоминались отношения людей и животных, или животных разных видов между собой.
Тотем у индейцев - покровитель рода или конкретного человека. Обычно тотемная сущность более могущественна, чем ее подзащитный, к ней обращаются за помощью или советом.
Хайнам такое отношение к другим представителям фауны было несвойственно, а придуманные, "запечатленные" сущности не предполагались более могущественными, чем уже живущие. Однако идея тесной связи между животным и человеком, более мистической, чем просто с домашним животным или дружественным существом, у хайнов прижилась и получила широкое распространение. В самом общем смысле, "тотем" у хайнов - неантропоморфное существо, связанное с человеком или другим гуманоидом особыми узами. Между ними мало личностного общения и диалога, но ощущается невербальная привязанность, постоянный контакт на глубинном уровне. Отношения могут быть покровительственными, но с равным успехом в обе стороны: тотем может быть учителем и защитником человеку, но и наоборот тоже.
В Мирах Сотворенных этот образ реализовался в самых разнообразных вариантах: и тотемы-покровители, как в земной индейской культуре, и магические фамильяры, и "второе лицо", аватарка человека, без собственной личности... Большое распространение получили тотемы - "частички души", которым человек (или другое разумное существо) дает жизнь из себя, делится собственным бытием. Они остаются полностью независимыми личностями, но связь и чувство родства сохраняется на всю жизнь, а порой и на все воплощения. Обычно такие отношения складываются между двумя существами, редко тотемов бывает больше, еще реже бывает один тотем на двоих - в таком случае, чаще всего, эти двое знакомы лично и связаны крепкими отношениями (любовными или враждебными, но всегда очень эмоциональными).
Связанные тексты:
Восточные религии. Колесо Сансары
Смертность как обязательное условие для реализации любви и сострадания
Хайнские интерпретации авраамических религий. Пять основных концепций и их производные.
К оглавлению
|