|
| | |
|
Даже если сами лионтари и не присутствовали явно, то есть, оставались инкогнито, то культурный слой, связанный с ними, был частью повседневной жизни, как на Земле легенды о вампирах и оборотнях. Особенно во времена технического прогресса, когда лионтари уже давно не представляли той угрозы, что раньше. Быть "съеденным лионтарем" могло означать не больше, чем "загрызен оборотнем". Что ж, такое случается. Но вас также может укусить зомби, проклясть маг или отравить плетец иллюзий. Весьма экзотическая смерть, но 99,99 % шансов, что вы умрёте от сердечно-сосудистого заболевания, как следствия вредных привычек и малоподвижного образа жизни, даже если всю жизнь будете устанавливать хитроумные системы сигнализации "от лионтаря".
|
Эта история затрагивает тему расследований, связанных с преступлениями разных существ. В конце концов, лионтари действительно жрали людей и лионтарей действительно пытались ловить, хотя создаётся впечатление, что в них не слишком верили и всякое преступление расследовали в первую очередь как сугубо человеческий поступок. Любой другой исход рядового следователя удивлял, хотя внутренняя готовность к приятию сверхъестественного варианта присутствовала.
Лионтари и прочие чудовища и вовсе старались действовать тихо, не отсвечивая, но и среди них встречались опьянённые безнаказанностью звери.
|
Бестиарии в ранней цивилизации Нимраа пользовались большой популярностью. Даже фларры с удовольствием пролистывали бестиарии со словами: "А вот какая идея интересная, когда-нибудь мы воплотим её".
Весьма популярными стали исследователи, которые подробно изучали и описывали новую жизнь - не только флору и фауну, но также ландшафты и климат.
Культура бестиариев началась со строгого стиля, простоты форм и стремления к реализму. Элементы декора брались из растительного мира. Долгое время практически единственными изображениями в культуре были тирии или зооиконы (зоэконы) - изображения животных и сценки из повседневной жизни людей.
Зооиконы рисовались исключительно правильно. Первые попытки рисовать животных похожими на земных - пресекались. Так были забыты химеры.
|
Дикие ариксы вырастают от метра до метра в холке, длина около трёх метров. Изменённые Шеезаррой и селекцией ариксы бывают и крупнее - до 2-2,5 метров, цвет жёлто-зелёный, с металлическим блеском. Во времена Расцвета вывели многочисленные породы ариксов, некоторые из них сохранились и после эпохи элхав.
Это стадные животные, держатся небольшими родственными группами. Предки ариксов не отличались от нимраарской фауны строением репродуктивных органов, поэтому иерархия стада у диких ариксов своеобычна для Нимраа, однако изменённые в Шеезарре ариксы образуют иные сообщества. В Нимраа ариксы - едва ли не единственные существа с репродуктивными органами, аналогичными человеческим, отсюда особенности их поведения, которые нашли отображение в фольклоре. Лёгкость, с какой размножались изменённые ариксы, позволила им вытеснить автохтонные формы и расселиться по всему континенту. Давлению со стороны этого процветающего вида подверглись и многие другие формы, включая копытных хищников.
|
Врима - волк.
Образ вримы, как волка складывался на основе древних представлениях людей о волках и собаках, образ волка почти без искажений был переложен на образ врим, но обрёл новые устойчивые коннотации. Врима - волк, опасный зверь, воин, которому ближе вольная жизнь, чем дом. Характерно, что у образа вримы не было ассоциаций с образом пса. Псами были онилоны - угодливые и ласковые, вримы - опасными хищниками, даже "вримий щенок" не оскорбление в трусости. "Вримий сын" - угрюмый, озлобленный подросток, часто более сильный, чем остальные, ему прочат судьбу воина или убийцы. "Вриме" (волку) не место в социуме - он не подчиняется правилам мирного жития. Это уважительное, хотя и неодобрительное прозвище.
|
Большая часть фольклора о вримах - сказки и легенды об их жестокости и коварстве. Образ вримы, как злобного, бездушного животного, сопутствовал ей постоянно. Иногда её сравнивали с механизмом, "заводной вримой", среди детей были популярны байки о Мастере, создавшем механическую вриму. Чтобы завести игрушку, он также создаёт золотой ключ и отдаёт дочери с наказом никогда не оживлять волчицу без его ведома, но любопытная девица приносит ключ в мастерскую, заводит смертоносную машинку и становится первой жертвой вримы. Механическую вриму невозможно остановить, она, как часы, знает, куда бежать и когда прыгать. Она остановилась, только когда кончился завод и с тех пор ждёт, когда глупый ребёнок повернёт золотой ключ... В сказке силён сексуальный подтекст, однако дети обычно не обращают на него внимания.
|
В одном селении врима повадилась резать скот. Помалу исчезли в селении даже отами, а значит, настал черёд и людей, а подлая врима ускользала от охотников, а то рвала их на части, ходила мимо капканов, не трогала отравленное мясо.
Собрался народ на площади:
-Что делать? - кричат старосте.
-Ничего не сделаешь... отправим просителей к храму бога. А пока они будут в пути, станем кидать жребий раз в три дня. Кому выпадет судьба, отдадим вриме.
-Глупо это! Врима и так режет, кого хошь. Что за блажь - для этого ещё и жребий кидать?
-А для того, чтобы она, забравшись в дом, не вырезала всю семью.
-А если жребий падёт на твоих детей, отдашь их волчице? Не моргнёшь глазом?
-Не моргну.
Притих народ.
|
Даже в просвещённые времена врим рассматривали, как зверей, недостойных снисхождения - ни человечности, ни жалости, ни даже "удара милосердия", поскольку сами издеваются над жертвами в "театрах страха". И в эпоху Расцвета была распространена забава: вриму или вримьего щенка опускали в яму, из которой животное не могло бы выбраться, охотники стреляли в неё из луков или арбалетов - зверь мог увернуться, пока у него оставались силы. Постепенно врима выдыхалась и всё чаще попадала под стрелы, пока не погибала от ран.
Оправдывали эту забаву так: "Вримы поступают ещё хуже, когда травят жертву (известно, что в "театр страха" иногда попадали и люди, крестьяне или путешественники)". Подобное оправдание жестокости было простым: вримы - ужасные создания, их можно мучить.
|
В стародавние времена Фрато был царем зверей - до того, как Врима появилась. Правил степями и лесами Нимраа, были долгими его лета, светлыми его дни и счастливым его царствование. Но однажды явилась Врима и захотела стать королевой. Уж какими неправдами добилась своего - то не знают даже демоны. Известно только, что Фрато и Врима поделили владения: Фрато с той поры повелевал степями, Врима воцарилась в лесах. Но мало ей показалось половины, захотела править всем, что есть под небом Нимраа...
Как-то на общем пиру Врима обратилась к Фрато:
-У тебя есть сын, у меня - дочь. Сыграем свадьбу, и пусть они правят всем миром. Одно лишь препятствует их счастью: не знают традиций наших кланов, не знают друг друга. Поэтому пусть твой сын пойдет в мой клан на пять лет, ты же возьмешь мою дочь на воспитание.
|
Практически с самого появления людей в Нимраа два крупных хищника заняли важное место в зарождающейся культуре. Один из них заслужил восхищение и любовь, другой - лютую ненависть. Речь идет о фрато и вриме.
Сейчас уже трудно достоверно описать первые шаги, с которых началось сотрудничество человека и фрато, которое так и не вылилось в настоящее одомашнивание, но продолжается по сей день. Одни исследователи полагают, что обращению с фрато научили людей мары, приручившие этих могучих зверей еще в доисторические времена. Другие историки выдвигают более смелые версии - что фрато, привыкшие к сотрудничеству с фларрами, сами сделали первый шаг, увидев в новых двуногих существах возможных союзников и друзей. Каким бы ни было на самом деле это схождение, несомненно одно - было оно удивительным, и привело к удивительным результатам. Многих животных одомашнил человек - он пользуется их силой, употребляет их мясо в пищу, шьет одежды из их кожи, выводит новые породы для своих нужд. Но фрато - не из этого списка безгласных рабов, он будто и не покидал родных степей, куда может вернуться, разочаровавшись в своем всаднике.
|
Золотые вримы считаются потомками тхи, попавших в Нимраа во время Сапфирового смешения - крупной миграции фауны Сапфирового мира. Большая часть организмов была поглощена порталом, но некоторые виды - изменённые при переходе - смогли адаптироваться и освоить новые экологические ниши.
Вримы достаточно быстро расселились по материку, дали небольшую радиацию видов, но до современности дожило лишь несколько подвидов, различающихся анатомическими деталями, окрасом, организацией стай (вплоть до одиночного образа жизни), брачным поведением, и географически разделённые. Подвиды могут скрещиваться и давать плодовитое потомство.
|
Традиция "вримской казни" зародилась в эпоху драконоборцев. Вримы и способы охоты на них неизменно вызывали интерес у простых людей. Такая охота не без причин считалась занятием избранных, обученных профессионалов. Неопытных новичков или одиночек ждала неминуемая смерть. Поэтому, за возможность лично увидеть победу над зверем-чудовищем, люди были готовы рскошелиться, а спрос, как известно, рождает предложение.
Самый распространенный способ охоты на вриму следующий: команда из пяти-шести лучников стреляет одновременно, целясь не только в само животное, но и в небольшую область вокруг. Таким образом, даже увернувшись от нескольких стрел, зверь с большой вероятностью попадет под выстрел. На деле, конечно все не так просто, и целиком зависит от слаженной работы охотников.
|
История Райнара.
Райнар получил образование в области естественных наук - широкое, но не слишком углублённое, какое требовалось для древней профессии путешественника. Данные, предварительно собранные такими путешественниками, позже углубляли специалисты в узких областях, а от первопроходцев требовались, скорее, особая память и умение подмечать детали вкупе с неплохой физической подготовкой. От них требовалось знать поверхностно и обо всём, чтобы не стать жертвой засадного хищника и не отобедать ядовитыми ягодами.
Райнар Рё-Йк, хотя получил искажённую фамилию древнего клана, к истинным Рё-Кам не принадлежал и никакими особыми талантами в этой области не владел.
|
Однажды, в эпоху Расцвета, некие учёные исследовали интеллект фрато. Начали с самых простых тестов. Задачу взяли классическую: дёрни за верёвочку, зазвенит колокольчик - получи кусок мяса. Фрато в группе были разные: и молодые, и старые, и совсем ещё детёныши.
Сначала обучили молодого. Фрато после первого же раза сообразил, за что получает вкусную прибавку к обеду, и звонил (хоть и слегка снисходительно - мол, что с дураков взять?). Молодец! Умный фрато.
Но задачу поменяли: больше за колокольчик мяса не давали, чтобы проверить, насколько стойкие вырабатываются рефлексы?
Фрато позвонил один раз... второй... третий. Нет мяса. А он всё треплет верёвочку. Пока исследователи не устали от звона и разочарования...
Взялись за юного фрато. Что за оказия! Опять такая же история случилась. Кажется, рушатся вековые представления о высоком интеллекте этих существ.
Взялись за старого: у него-то, чай, достаточно ума?
Старик постоял, подумал, подошёл к колокольчику, сорвал и унёс с собой... молодые-то расстроились без такого музыкального инструмента!
|
Фрато - непременный персонаж всех мифов, сказок и легенд в Нимраа. Считается, что фрато - любимые творения Ихра,вары, и в этом есть доля правды. Они для Золотого бога - нежно любимые дети, которым предназначалась половина Золотого мира. Но прекрасный бег эволюции разумных существ прервало появление человеческой расы. Людям чрезвычайно сложно было смириться с разумностью фрато. Всё существо человека восстаёт против мысли, что огромный хищный зверь может оказаться почти столь же разумным, как сам человек.
|
В легендах фрато наделяют несколько идеализированными чертами. Умение хищного зверя не применять своё оружие считалось высшей доблестью, потому в сказаниях фрато предстаёт не просто благородным зверем, а эталоном благородства и его хранителем. Особенно это заметно в субкультуре рода Лан-Ра. В клане воинов сложились сказки, ставшие популярными почти повсеместно. Здесь фрато нередко обучают детей Лан-Ра наряду с отцами и дедами, и если родной клан учит обращению с оружием, то фрато - податель воинской чести.
При этом фрато редко участвовали в битвах между людьми. Это неудивительно, ведь первые воины скорее были телохранителями, охраной и стражей, нежели солдатами. Они занимались охраной порядка и защитой от диких животных, которые больше боялись автохтонного хищника, чем человека.
|
В жизни попадались и дурные фрато: злые, вороватые, своевольные, забывчивые или злопамятные. История общения двух видов изобилует коллизиями трагическими и весёлыми. Благородство в этой истории соседствует с предательством и непониманием. И все эти нюансы отразились в фольклоре путешественников.
Так рассказывают о фрато-растеряше: дурной фрато всадника потерял. Или: дурной всадник в сумку провалился. Или: фрато запутался в своих щупальцах.
Начинаются сказки о забывчивых фрато обычно так: "У одного всадника был фрато-балбес, который всё терял...". Сказки о фрато-растеряше - своеобразный перевёртыш сказок о фрато-помощниках, где фрато всячески помогают хозяину свершить подвиги и завоевать сердце императорской дочки. Здесь герои также устраивают свою жизнь и получают славу, но не благодаря, а вопреки.
|
Похожий на "житие в стране фрато", но самостоятельный сюжет "превращённого во фрато". Здесь герой (обычно воин или император) по своей воле или по воле мага превращается в благородного зверя. Близок по происхождению, но очень редкий сюжет "фрато, превращённый в человека".
|
Для фрато человек становится другом, спутником. Для этих существ характерно создание прочной дружеской пары, в которой два фрато помогают друг другу, ухаживают и делятся едой. Это древний инстинкт нимраарских позвоночных: два самца или две самки могут связать свои жизни дружескими узами, облегчающими жизнь и поиск полового партийная. Частично этот инстинкт базируется на брачных отношениях. Так, двум самцам гораздо легче ухаживать за самкой и отгонять других самцов - при этом асимметралам (а именно к ним относятся и фрато - у самца копулятивные органы с одной стороны недоразвиты) нечего делить. С другой стороны, дружеские отношения укрепляют социальные связи. Где возникает одна дружеская пара, там открывается путь для усложнения социальных ролей.
|
Однако не всё радужно было в отношениях фрато и человека, и под налётом романтики и благородных отношений таилась неприглядная правда: физически вид не перестал существовать, а отношения между людьми и фрато оказались в чём-то плодотворными, но люди чрезвычайно сократили их естественные ареалы обитания, вторглись на их территории. Из-за деятельности человека и часто небрежному отношению к границам другого вида, численность фрато стала снижаться, вид стал существовать в условиях постоянного стресса и нехватки места. Зачастую выживали те особи, что готовы были подчиняться требованиям человека, доставляли меньше хлопот. Жизнь ярких, своевольных фрато часто заканчивалась трагически: если они и находили общий язык с человеком, то по этой же причине и не оставляли потомство.
|
Фрато - крупные интеллектуальные хищники, живущие довольно большими семьями по 10-15 особей - геносами (генос - греч. род, племя). Их присутствие могло бы оказывать существенное давление на окружающую среду, так что фрато едят почти всё, вплоть до фруктов, ягод, грибов и даже насекомых, однако основой их рациона остаётся мясо, хотя и здесь они неразборчивы и потребляют всё, что способны поймать, а иногда - отобрать у других хищников и даже людей.
Но семья для фрато - единственный способ полноценно жить и охотиться. Их сложные по меркам животных традиции (перерастающие в примитивную культуру), зачаточный язык и даже система суеверий требовали взаимообогащения, сложной сигнальной системы.
|
Об авторской вселенной Радужных Сфер/Радужной Оболочки рассказывает Лев Попов - через рисунки, тексты и другое творчество. Все материалы в этом разделе созданы самим автором, либо в соавторстве с Евгением Хонтором.
Радужные Сферы включают 10 основных миров, однако с течением времени это число изменялось. Так, Черный мир был уничтожен, и на его руинах возник Агатовый, а место Зеркального на время занял Серебряный мир.
|
Этот вид палар, предположительно, был изменён Странником: плоды "узорчатого камня" заключены в скорлупу, покрытую сложными узорами, напоминающими орнаменты, фракталы или калейдоскоп у разных подвидов.
Некий человек однажды спросил фларра:
-Для чего существует это растение? Зачем ему выглядеть так, что оно притягивает взгляд человека? По-моему, это глупо: разве природа способна наслаждаться такими формами и узорами?
-Это растение создали мы.
-Но зачем?!
-Мы тоже способны к радости при рассматривании чередующихся в правильном порядке элементов... это красиво, понимаешь?
Красоту узорчатых камней оценили не только люди и фларры. Фрато часто выкапывают копытами узорную скорлупу и отдают детёнышам для игры.
|
Вечен спор о том, что такое человек.
Однажды некий философ поспорил с боррой-учёным.
-Я скопировал ДНК людей, - сказал борра, - и родил нескольких человеческих детёнышей, чтобы изучать их и общаться на досуге.
"Верните наших детей! Нет экспериментам над человеком!" - требовали позже возмущённые активисты, но это совсем другая история.
|
Ней иногда называют большим кругом жизни. Все существа - от растений и червей до ковчегов - объединены ею.
В большом круге жизни все существа, сколь различными бы они ни были, имеют одинаковое устройство системы размножения, пользуются одинаковыми феромонами и световой сигнальной системой. В самом общем смысле в эволюции жизни на Шеезарре противостоят два начала - стремление к обособлению видов и тенденции к их единообразию: вид должен, с одной стороны, иметь узнаваемые другими видами маркеры, с другой - различать своих сородичей среди всего разнообразия животных. Поэтому чаще всего имел место своеобразный импринтинг: каждый член сообщества запечатлевал представителей семейства, стада, которое и становилось минимальной единицей эволюции.
|
Частые катастрофы (даже планетарного масштаба) нередко ставили жизнь на Шеезарре - нет, не на грань вымирания - на колени. Биоразнообразие, сложные социальные структуры мгновенно исчезали, вымирали целые классы, и на планете оставались существа не больше червей, виды более развитые оказывались почти уничтоженными. Одна из характерных особенностей Шеезарры - отсутствие в прошлом вымираний, связанных со сменами лидирующих таксонов.
|
"Большой круг жизни" размножается с помощью нимф: быстро созревающих миниатюрных организмов, которые могут значительно отличаться от взрослых по занимаемым экологическим нишам и внешнему строению. Нимфа в Чёрном мире - это своего рода самостоятельный эмбрион, способный гибко реагировать на состояние окружающей среды и выбирать те стратегии выживания, которые окажутся наиболее выгодными в данной обстановке.
Взрослые особи (хотя это название не отражает взаимоотношений нимфа-взрослая особь) живут гораздо дольше и в большинстве своём теряют способность к размножению. Кроме того, они построены с ограниченным числом задействованных генов - генетическая информация взрослой (старой, не размножающейся) особи всегда беднее, чем у нимфы, а у нимфы - беднее, чем информация в зародышевом мешке.
|
Аейя - центральная часть философии Ней. В приблизительном переводе - это Внимание, Справедливость. Для существ Ней это такое же сложное и многогранное понятие, как для человека - дом, любовь или дружба.
Каждый имеет право на часть Аейи, на Внимание - искру интереса между собеседниками. Чувство эротически насыщенное и очень древнее, Аейя, как любовь, берёт начало в инстинктах размножения, но пронизывает все сферы социальной жизни - общение, формирование коллективов и даже общий труд. Каждый может быть уверен, что получит свою часть Внимания. Каждый взял - и отдал. В Аейе нет места лжи и гонке эгоизма и альтруизма. Здесь равны все, каждый - носитель Ней, и потому никто не имеет приоритет, нет иерарха, нет сильного или слабого, но каждый носитель искры жизни.
|
Удивителен сей фрукт - он утоляет жажду, голод и тешит вкус. Он ублажает моё зрение и ласкает кожу. Он не портится в дальней дороге и его можно найти едва ли не на каждом дереве. Иногда они лежат на полянах, словно оставленные кем-то для путников.
О, что за дивный фрукт?!
Но однажды я увидал его на шкуре зверя, он рос, как паразит, как болезненный гнойный нарост. С отвращением я выбросил из своего мешка все собранные фрукты и возопил:
-О, что за отменная дрянь! Какой злой бог мог придумать такое?
-Это мясной плод, - ответил мой проводник, - он создан для того, чтобы уменьшить количество смертей в этом мире. Каждый голодный будет накормлен. Здесь все питательные вещества, какие нужны для роста.
|
Цихимов создали в Чёрном мире для сохранения негенетической информации, записанной на уровне генома. Неприхотливые, долго живущие цихимы, способные самостоятельно размножаться и долгое время жить без хозяев, сохраняя записанную в его клетках информацию, являлись не полной заменой технике, а "запасным вариантом". Воспроизводимость организма обеспечивала хранение записей, сравнимое с временем геологических эпох.
Цихимы (цихи) сохранялись в Нимраа и в других мирах вплоть до Исхода и дальше, ими пользовались несмотря даже на то, что в целом знания о взаимодействии с ними были утеряны. После второй аттарамской империи их пытались разводить в хозяйствах, закупать в других мирах.
О фактических знаниях во вторую классическую эпоху свидетельствуют многочисленные факты, когда цихимы погибали ещё во время перевозки, запечатанные в бочках и оставленные под солнцем. Даже такие выносливые и неприхотливые животные, как цихимы, способные уменьшаться в размерах (растворяя собственные клетки ради выживания), не выдерживали варварского обращения.
|
| |
| | |
|
|